С 1980-х гг. Баренцево море перешло от ситуации с высокой интенсивностью рыбного промысла, холодными условиями и низким уровнем придонных рыбных запасов к нынешней ситуации с высоким уровнем придонных рыбных запасов, пониженной интенсивностью рыбного промысла и теплыми условиями.
Состояние экосистемы: Баренцево море испытало потепление с рекордно высокой температурой в 2016 г. Затем Баренцево море похолодало, причем похолодание продолжалось в 2019 г. Тем не менее температура воздуха и воды по-прежнему остается типичной для теплых лет.
Биомасса мезозоопланктона и криля была несколько выше, чем в предыдущие годы, вероятнее всего — вследствие уменьшенных биомасс консументов-планктофагов. Общая биомасса пелагических рыб (мойвы, сайки, молоди сельди и путассу) находилась на самом низком уровне за последние 20 лет.
Большинство запасов основных видов придонных рыб (трески, пикши, черного палтуса, Sebastes mentella, камбалы-ерша, сайды) сохраняется в хорошем состоянии и на уровне многолетнего среднего или выше. Исключение составляет S. norvegicus, запас которого все еще уменьшен. Состав рациона трески в последние годы остается стабильным. Биомасса и численность мегабентоса находятся на многолетнем среднем уровне. Запас северной креветки в последние годы относительно стабилен. Популяция краба-стригуна по-прежнему растет и распространяется на увеличивающуюся область.
Баренцево море служит важным местом нагула для морских птиц и млекопитающих, как постоянно обитающих, так и мигрирующих. По мере потепления птицы в последнее десятилетие следовали за отступающим морским льдом и показали перераспределение в северном направлении (центр массы чистиковых, чаек и глупышей сместился на 150–300 км севернее).
Численность и видовое разнообразие морских млекопитающих за последние десятилетия увеличились. Во время экосистемной съемки 2019 г. самым распространенным видом оказался беломордый дельфин. Летняя численность малых полосатиков и горбатых китов возросла и составила примерно 70 000 и 4000 соответственно.
Антропогенное давление: Оценка по нескольким важным промысловым видам показала, что их вылов велся в разумных объемах и их запас по-прежнему значительно превышает ориентировочные пороговые значения на основе осторожного подхода. Нынешняя (2016–2021 гг.) квота на вылов малых полосатиков считается разумной, консервативной и обеспечивающей надлежащую защиту для малых полосатиков в Северо-Восточной Атлантике. Данные мониторинга перемещения судов с 2012 по 2019 гг., предоставленные AIS, подтвердили снижение промысловой активности на севере, а также увеличение числа пассажирских судов в районе Шпицбергена.
Антропогенный мусор наблюдался на каждой четвертой (пелагической) и каждой второй (донной) стоянках в ходе экосистемной съемки, причем во всех наблюдениях доминировал пластик. Количество пластика и прочего мусора относительно невелико по сравнению с другими морскими районами.
Концентрации большинства загрязнений в организме рыб и ракообразных в Баренцевом море относительно низки по сравнению с другими морскими районами. В настоящее время отмечаются низкие уровни антропогенных радионуклидов Cs-137, Sr-90 и Pu-239,240 в морской воде, донных отложениях, рыбе и водорослях Баренцева моря. В последние десятилетия в Баренцевом море наблюдается медленное снижение уровней большинства антропогенных радионуклидов.
Ожидаемые изменения в ближайшие годы: Океанические системы имеют «более долгую память», чем атмосферные. По экспертной оценке, температура атлантической воды должна несколько снизиться, но останется на уровне теплых лет.
Из-за высоких температур и малой площади морского ледового покрова в последние годы ожидается, что ледовитость Баренцева моря останется ниже нормы.
Большинство запасов промысловых рыб в Баренцевом море соответствует среднему долгосрочному показателю или превышает его. Исключение составляют мойва, сайка и морской окунь (Sebastes norvegicus). Что касается ракообразных, численность креветки в 2018–2019 гг. выросла и приблизилась к наблюдавшемуся максимуму. Численность и область распространения краба-стригуна также растут, а запас камчатского краба в последние годы относительно стабилен.