Пространственное перекрывание между китообразными (Cetacea) и потенциальной добычей

Photo: Andrew Lowther, NP.

Interactions, drivers and pressures 2020
Tools
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Сравнительный анализ основных видов китообразных и распространения рыб в Баренцевом море проводился на основе данных совместных российско-норвежских экосистемных съемок (BESS) в августе – октябре 2005–2014 гг.

Пространственное перекрывание между китообразными (Cetacea) и потенциальной добычей

Район Баренцева моря был разделен на участки (50х50 км), для каждого из которых данные акустических съемок (SA) и сведения о количестве наблюдаемых китообразных были суммированы за период 2005–2014 гг. На рисунке 4.6.1 представлено распределение малых полосатиков (Balaenoptera acutorostrata), горбатых китов (Megaptera novaeangliae), финвалов (Balaenoptera physalus), беломордого дельфина (Lagenorhynchus albirostris) и морской свиньи (Phocoena phocoena), а также мойвы (Mallotus villosus), сайки (Boreogadus saida),сельди (Clupea sp.), трески (Gadus morhua), пикши (Melanogrammus aeglefinus), сайды (Pollachius virens), рыб нулевой группы, путассу (Micromesistius poutassoumes), морского окуня (Sebastes sp.) и тресочки Эсмарка (Trisopterus esmarkii).

Рис. 4.6.1. Распространение рыбы и китообразных в Баренцевом море на основе съемки BESS за 2005–2014 гг. Рис. 4.6.1. Распространение рыбы и китообразных в Баренцевом море на основе съемки BESS за 2005–2014 гг.

Полосатики и беломордые дельфины были широко распространены во всем Баренцевом море, что указывает на возможное взаимодействие со всеми видами рыб, использованными в данном анализе. Финвал и горбатый кит были в основном распространены в западных районах и к северу и востоку от Свальбарда (Шпицбергена). Морские свиньи были распространены в южной части Баренцева моря и в меньшей степени перекрывались с изученными рыбами.

Кроме того, степень перекрывания между местами обитания китообразных и рыб оценивалась на основе данных с географической привязкой как соотношение общей площади распространения видов и площади их перекрывания и выражалась в процентах (рис. 4.6.2).

Рис. 4.6.2. Степень перекрывания (%) площади распространения китообразных с площадями распространения рыб в Баренцевом море на основе данных BESS за 2005–2014 гг. Рис. 4.6.2. Степень перекрывания (%) площади распространения китообразных с площадями распространения рыб в Баренцевом море на основе данных BESS за 2005–2014 гг.

Полосатик, благодаря своему широкому распространению, значительно перекрывался со многими видами рыб, в основном с сельдью, мойвой, морским окунем, пикшей, треской и рыбами нулевой группы. Горбатый кит, имеющий ограниченное распространение, перекрывался в меньшей степени и в основном с сайкой, мойвой, морским окунем, треской и пикшей. Финвал перекрывался в основном с тресочкой Эсмарка, пикшей, морским окунем, путассу, треской и рыбами нулевой группы. Беломордый дельфин, как и полосатик, был широко распространен и перекрывался как с сельдью, так и с мойвой, морским окунем, пикшей, треской и рыбами нулевой группы. Морская свинья, в отличие от других китообразных, перекрывалась в основном с сельдью, сайдой, пикшей и тресочкой Эсмарка на ограниченной территории распространения.

Основные компоненты и корреляционный анализ были основаны на логарифмически преобразованных данных с географической привязкой и указывали на наличие связи между китообразными и их потенциальной добычей (рис. 4.6.3, таблица 4.6.1). Анализ показал, что для полосатиков и горбатых китов имелась сильная корреляция с сайкой и мойвой, что указывает на потенциальный пресс хищников на этих кормовых рыб со стороны усатых китов в области перекрывания. Для полосатиков, горбатых китов, финвалов и беломордых дельфинов также имелась сильная корреляция с треской, однако это, скорее всего, указывало на то, что области распространения как китов/дельфинов, так и трески перекрываются с областями распространения их предпочтительной добычи. В отличие от полосатика и горбатого кита, для финвала имелась положительная корреляция с сайдой и тресочкой Эсмарка. Для беломордого дельфина имелась положительная корреляция с морским окунем, пикшей, треской, путассу и рыбами нулевой группы. Однако наиболее вероятно, что беломордые дельфины не охотились на рыб нулевой группы из-за своих биологических особенностей. Распределение морской свиньи коррелировало с распределением трески и пикши, хотя и незначительно, скорее всего, из-за небольшого размера выборки.

Рис. 4.6.3. Результаты использования метода главных компонент для анализа логарифмически преобразованных данных о численности китообразных и значениях SA рыб в Баренцевом море за период 2005–2014 гг. Рис. 4.6.3. Результаты использования метода главных компонент для анализа логарифмически преобразованных данных о численности китообразных и значениях SA рыб в Баренцевом море за период 2005–2014 гг.

Таблица 4.6.1. Результаты корреляционного анализа логарифмически преобразованных данных о численности китообразных и SA рыб в Баренцевом море в период проведения BESS в 2005–2014 гг. Таблица 4.6.1. Результаты корреляционного анализа логарифмически преобразованных данных о численности китообразных и SA рыб в Баренцевом море в период проведения BESS в 2005–2014 гг.

Широко распространенные виды (полосатик, беломордый дельфин) в значительной степени перекрываются со многими изученными видами рыб, и поэтому их возможное влияние (пресс хищников) может быть значительным для нескольких видов, являющихся добычей, а также в целом для экосистемы. Напротив, локально распределенные виды, такие как морская свинья, оказывают меньшее влияние на экосистему, но могут оказывать большое влияние на жертв, имеющих локальное распространение.

Logo ICES